Ивин Александр Архипович

Cпециалист в области логики, философской науки, теории аргументации, философской истории.

Родился в с. Покровское Ростовской обл. Окончил философский факультет МГУ (1965), аспирантура ИФ АН СССР (1968). Преподавал на философском факультете МГУ, в Московском историко-архивном институте; в 1979—1985— старший научный сотрудник ИНИОН. С 1985 работает в ИФ АН СССР (ныне РАН), ведущий научный сотрудник. Кандидатская диссертация — “Основные проблемы деонтической логики” (1968). Докторская диссертация — “Неклассическая модальная логика” (1975). Официальный представитель в России Европейской ассоциации аналитической философии (1991—1996). В 1968 изложил первую логическую теорию абсолютных оценок (логику понятий “хорошо”, “безразлично”, “плохо”), на ее основе построил логику утилитарных оценок (“является ценным для достижения указанной цели”). В дальнейшем показал, что стандартная логика норм (деонтическая логика) может бsnm сведена к логике абсолютных оценок. Ввел общее понятие ценности, охватывающее ценности всех видов и идущее в параллель классического определению истины: добро есть соответствие объекта высказанной о нем идее, своему стандарту. Исследовал описательно-оценочные утверждения языка, на этой основе было подвергнуто критике выдвигавшееся позитивистами требование исключить любые оценки из языка социальных и гуманитарных наук. Поскольку человеческая деятельность невозможна без оценок и норм, науки, изучающие человека и общество и имеющие своей конечной целью рационализацию человеческой деятельности, всегда устанавливают имплицитные или даже эксплицитные ценности. Проблема не в устранении оценок, которое в этих науках в принципе недостижимо, а в обосновании объективности выдвигаемых оценок. Определил понимание как подведение под ценность, т. е. как выведение понимаемого положения из общих утверждений о должном. Тем самым было показано, что операция понимания является столь же универсальной, как и операция объяснения, и имеет место во всех науках, как естественных, так и социальных и гуманитарных. В последних — понимание, опирающееся на общие оценки, явно превалирует, однако, над объяснением, требующим общих истин. В 80-е гг. интересы Ивина сместились в сторону исследования способов убеждения и пересмотра философской интерпретации человеческой истории. В книгах по теории аргументации была предложена новая общая концепция этой теории и проанализированы многообразные конкретные приемы аргументации. В их числе эмпирическая аргументация (прямое и косвенное подтверждение в опыте), теоретическая аргументация (дедуктивное обоснование, системная аргументация, методологическое обоснование и др.) и контекстуальная аргументация (ссылка на авторитеты, традицию, веру, интуицию, здравый смысл, вкус и т.п.). В книге по философии истории была развита идея биполярности человеческой истории: история движется между двумя достаточно постоянными полюсами, одним из которых является коллективистическое (закрытое) общество, дрeubv — индивидуалистическое (открытое). Коллективизм охватывает большую часть истории: древний, или примитивный, коллективизм, средневековый умеренный коллективизм и, наконец, индустриальный, или тоталитарный, коллективизм. Последний реализовался в этом веке в двух социалистических вариантах: интернациональный социализм, обещавший рай на земле для всего человечества, и национальный социализм (национал-социализм), обещавший рай для избранной расы за счет всех остальных. К индивидуалистическим обществам относятся древние демократии и современный капитализм. Социалистические версии коллективизма исчерпали себя, наступил своеобразный “конец истории”. В будущем коллективизм способен возродиться только в новой, уже не социалистической форме.

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.

© AZ, 2009 - 2016
Сайт подготовлен при финансовой поддержке РГНФ № 09-03-12124в.